Общие положения
Виртуальная справочная служба (ВСС) библиотеки Витебского государственного медицинского университета (библиотека ВГМУ) предназначена для справочного и справочно-библиографического обслуживания удаленных пользователей с использованием Интернет-технологий посредством сбора регламентированного числа вопросов пользователей и публикации ответов на сайте библиотеки ВГМУ.
Основной задачей, стоящей перед виртуальной справочной службой, является оперативная и профессиональная помощь специалиста-библиографа удаленному пользователю в поиске необходимой библиографической информации в режиме запрос-ответ.
ВСС библиотеки ВГМУ действует в соответствии с законодательством Республики Беларусь, нормативными актами, регулирующими отношения в сфере библиотечного дела, приказами и распоряжениями ВГМУ.
Категории пользователей
Библиотекой обслуживаются все пользователи, обратившиеся в ВСС библиотеки ВГМУ, независимо от их возраста, уровня образования и места проживания, а также независимо от того, являются ли они читателями библиотеки ВГМУ или нет.
Ресурсная база
Справочно-библиографическое обслуживание определяется статусом библиотеки ВГМУ как медицинской вузовской.
Обслуживание осуществляется на базе информационных ресурсов, которыми располагает библиотека, в том числе - традиционного и электронного справочно-библиографического аппарата (СБА) библиотеки ВГМУ и ресурсов Интернет.
Основные принципы обслуживания
ВСС библиотеки ВГМУ действует на основе следующих принципов:
- общедоступность и бесплатность для всех пользователей;
- оперативность выполнения запросов, зависящая от типов получаемых запросов;
- обязательность выполнения принятых к работе запросов и предоставление ответов даже в случае отсутствия требуемой информации;
- соблюдение конфиденциальности в отношении персональной информации, предоставляемой пользователями;
- корректность взаимного общения.
Выполнение запросов
- тематические запросы, выполнение которых не влечет за собой сложного библиографического поиска;
- уточняющие запросы на установление и (или) уточнение отсутствующих или искаженных элементов библиографического описания;
- адресные запросы - о наличии и (или) местонахождении запрашиваемого документа в библиотеке ВГМУ.
Правила, регламентирующие выполнение запросов
Не рассматриваются запросы пользователей, выходящие за рамки тематической направленности библиотеки ВГМУ, а также связанные с:
- разъяснением и толкованием законов и иных правовых актов;
- предоставлением готовых рефератов, курсовых и дипломных работ;
- решением математических, физических, химических и пр. задач;
- необходимостью предоставления информации обучающего характера;
- предоставлением информации развлекательного характера (ответы на вопросы викторин, кроссвордов и др.);
- предоставлением электронных копий документов;
- размещением информации рекламного характера;
- предоставлением информации, направленной на нарушение действующего законодательства Республики Беларусь.
Режим и порядок работы
Поступление запросов в ВСС библиотеки ВГМУ не ограничено какими-либо временными или количественными рамками. Запросы принимаются ежедневно и выполняются по мере их поступления в часы работы библиотеки , за исключением ВЫХОДНЫХ и праздничных дней. Ежедневно принимаются к работе не более 5 запросов. От одного пользователя принимается 1 запрос в день и не более 4 запросов за месяц. Библиотека ВГМУ оставляет за собой право в отношении отдельных пользователей изменять это число, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. В случае содержания в запросе более одного вопроса, к работе принимается только один вопрос по выбору сотрудника библиотеки ВГМУ. Рабочим языком ВСС библиотеки ВГМУ является русский язык.
Результаты обслуживания предоставляются пользователю в следующих видах:
- текстовый ответ, дополненный ссылками на источники информации;
- ссылки на источники информации в сети Интернет;
- библиографическая консультация;
- библиографический список (не более 10 библиографических записей);
- перенаправление в профильное учреждение или организацию с указанием адреса электронной почты;
- отрицательный ответ с обоснованием.
Срок выполнения запроса - от 1 до 3 рабочих дней (в зависимости от сложности запроса). Регистрация запросов осуществляется работниками библиотеки ВГМУ (каждому запросу присваивается порядковый номер, который высылается на электронный адрес пользователя). Ответы на запросы размещаются в «Архиве выполненных справок» в обратнохронологическом порядке.
Правила составления запросов
- четкая формулировка запроса на русском языке;
- проверка наличия ответа на аналогичный запрос в «Архиве выполненных справок»;
- заполнение специальной формы запроса.
Выполнение работ по подготовке и публикации ответов на запрос осуществляют сотрудники справочно-информационного отдела библиотеки ВГМУ, имеющие право привлечения к решению сложных профессиональных запросов сотрудников других структурных подразделений библиотеки ВГМУ.